Зачем вам – психологам – бесплатно консультировать в интернете?

Привет, Ирина!

Заинтересовался вашими консультациями, прочел несколько. В связи с этим у меня возникло несколько вопросов к вам.
А я бы хотел узнать вот что: ваш способ общения на консультациях есть по-моему не что иное, как подстройка под собеседника, разыгрывание роли «подруги (друга)», которая все понимает, где-то сочувствует (иногда проскальзывает «уважение»). Но я не увидел реальной терапии, ну совсем немного. Вы специально выстраиваете отношения с предполагаемым клиентом именно таким образом, заинтересовываете, подстраиваетесь, подыгрываете? Или это уже есть материалы реальных консультаций?
Если это консультации, то каковы их результаты, обращаются ли они повторно, проговаривают ли о своих ощущениях, изменениях в жизни?
Я занимаюсь психотерапией уже около 10 лет, все это время посещаю групповую терапию 2 раза в неделю и индивидуальную терапию от 1 до 2 раз в неделю.

Иван

МОЙ ОТВЕТ:

Здравствуйте, Иван,

На моем сайте опубликованы РАЗОВЫЕ консультации. Которые я даю по материалам ЕДИНСТВЕННОГО письма от клиента. И клиент, когда это письмо пишет — запрос на БЕСПЛАТНУЮ консультацию — уведомлен, что его запрос и мой ответ будет опубликован в широком доступе — конечно, с изменением имени и узнаваемых характеристик биографии. Та вот, вы — как человек опытный в этом деле, судя по стажу групповой и индивидуальной работы, о которых мне написали — скажите, насколько вообще в таком формате возможно именно терапевтическое воздействие?
Я эту работу делаю для того, чтобы люди могли со мной хоть как-то познакомиться. Увидеть мой стиль — именно дружеский и поддерживающий. И, конечно, в каждом своем ответе я, как могу, стараюсь человека поддержать, дать возможность увидеть свою ситуацию хоть немного «с другой стороны». И, когда пишу, искренне сочувствую, честно и заинтересовано пытаюсь помочь.
Как обычно такие разовые контакты дальше развиваются? Да по-разному. Где-то в 60 процентах случаев люди просто пишут слова благодарности. Иногда — процентов 10 случаев — через месяц-два — полгода — год — вдруг получаю письмо, в котором человек пишет об изменениях в своей жизни, причем одной из побудительных причин называет мою консультацию. А треть моих ответов так и остаются без обратной связи…
За три года в эфире на платные занятия именно по интернету, как продолжение разовой консультации, пришли несколько человек. А на очные консультации москвичи ко мне все практически приходят с моего сайта — рассылок — форумов, где консультирую.
Сейчас вот группу для работы по инету набрала — тоже люди с рассылок и с форумов и есть двое, которые получили мои бесплатные консультации.
И еще в этом жанре по-моему важно то, что те, кто пока не решаются обратиться даже разово ко мне, могут прочитать мои консультации по тем вопросам, которые сейчас в их жизни актуальны – и, может быть, даже получить какие-то ответы…

Ира

ОТВЕТ ИВАНА:

Привет, Ирина!
Я предполагал, что ты именно так ответишь, хотел лишь знать, какова эффективность этих интернет-бесед. Теперь понял, спасибо.
Конечно же я считаю, что такой способ терапевтического воздействия если не эффективен вообще, то эффективен мало. Ведь здесь прослеживается мотивация клиента. А в большинстве таких консультаций мотивация состоит в том, чтобы получить принятие, но не эффективную психологическую помощь, что ты с успехом, как я увидел, чувствуешь и предоставляешь.
Психологическая помощь бесплатно не может быть эффективной, как специалист ты меня понимаешь. Но нельзя все воспринимать только со знаком минус, здесь тоже есть баланс: ты пиаришь себя как специалист, ты мотивируешь предполагаемых клиентов на обращение к тебе, ты повышаешь свой профессиональный уровень ну и так далее, могу перечислять, но ты это понимаешь сама, возможно даже лучше меня, я же не психотерапевт…
Вот про «искреннее сочувствие» я не понял? Не означает ли это, что ты включаешься в каждую разбираемую тобой ситуацию (я, кстати, заметил это в твоих консультациях?). Тогда это здорово выматывает твой ресурс…

Иван

МОЙ ОТВЕТ:

Иван, для меня есть некоторая разница в сочувствии и сопереживании. Сочувствие – это умение настроиться на одну эмоциональную волну с человеком. Сохраняя свои границы. И тут мои ресурсы – все при мне остаются.
А сопереживание – это погружение в событийный ряд клиента. С нарушением своих границ. И такой формат – да, может выматывать…
В обучении профессии одним из главных навыков, на мой взгляд, является разделение этих понятий и научение быть вместе с клиентом, поддерживать его, стараться понять и принять его смыслы, оставаясь «при своих».
А если все-таки произошел «перегруз», или чувствуешь себя сильно задетой материалом клиента – это хороший повод на супервизию сходить. Что я периодически и делаю при работе с реальными клиентами…

Ирина