Как обрести душевный покой после суицида близкого человека?

Консультация 28 апреля

Как обрести душевный покой после суицида близкого человека?

Я сам по себе спокойный, рассудительный, умею контролировать свои эмоции.
Привык что у меня все разложено по полочкам на работе, дома и в голове.
В прошлом году из-за длительного нарушения сна, вызванного неправильным приемом Пирацетама (на ночь), у меня развилась депрессия. Но тогда я не понимал, что со мной происходит, я просто потерял веру во врачей и надежду на возможность восстановления сна.
Мысли доходили до того, что я сойду с ума, умру, страхи и т.д.
Так продолжалось 4-5 месяцев.
Естественно я стал думать, что все это наказание Божье. И на то были причины.
Два с половиной года назад мой отец покончил жизнь самоубийством.
Я считаю и теперь понимаю точно, что мог помочь своему отцу в решении его психологических проблем, и он был бы сейчас жив. Он был человеком открытым, искренним, честным, совестливым, это его и погубило. Он всю жизнь был на высоких должностях, люди использовали его в своих корыстных целях, а сам он был бескорыстным, из-за этого он периодически запивал.
Желание покончить жизнь самоубийством у него возникало и раньше, мы предлагали ему обратиться к врачам психологам, но он не хотел, он пил. Плюс у него не складывались отношения с мамой, в том числе и в плане секса, постоянно пьяные скандалы. Я пытался помочь им найти общий язык, с каждым из них общался, и всегда получалось, что каждый из них прав по-своему, а между собой они не могут найти общий язык. Так продолжалось много лет.
Я, конечно, от всего этого устал, предлагал им развестись, и в конце-концов стал относиться к этому спокойно, можно сказать безразлично.
У меня своя семья, своих проблем достаточно было.
Смерть отца я перенес спокойно, в принципе психологически был готов к этому.

Когда же у меня развилась депрессия из-за нарушения сна, я все эти события осмыслил по-новому, и теперь у меня в подсознании угрызения совести не дают мне спокойно жить, плюс воспоминания о разговорах с отцом о самоубийстве.
Я попал к хорошему психиатру, он вылечил меня.
У меня семья, двое детей, но не могу избавиться от этих мыслей, и депрессия уже обычная возвращается. Частично пропала уверенность в себе, хотя понимаю, что ничего во мне не изменилось, но это у меня в подсознании.
Пить таблетки не хочу, так как у меня хронический гепатит, да и помогают они на время.
Хочу разобраться в себе, в своих мыслях и обрести душевный покой.
Есть ли способы, методики самовосстановления, самоконтроля и другое немедикаментозное лечение.

С уважением, Юрий.

МОЙ ОТВЕТ:

Здравствуйте Юрий,

Да, в семье покончившего жизнь самоубийством надолго остается чувство вины. Даже когда наши родители умирают естественной смертью, как правило, мы долго переживаем, и можем попасть в навязчивый круг мыслей, что могли как-то повлиять на события, отсрочить этот естественный уход, что-то еще сделать, чтобы продлить жизнь близкого и любимого нами человека.
Но в моих представлениях, Юрий, это одна из наших иллюзий, причем сильно ранящих нас иллюзий. Насколько я поняла из вашего письма вы человек, признающий существование Бога. А значит слова «На все воля Божья» вряд ли для вас пустой звук. Юрий, все люди смертны. Мы можем честно прожить отмеренное нам время, принять все радости и испытания, принять ответственность за свои выборы. А можем в припадке отчаяния и безверия сами прервать свою жизнь. Причинив очень страшную боль и муку своим близким. Которые остаются надолго растерянными и очень мучаются виной.
Юрий, ваш отец был взрослым, когда принял решение уйти из жизни. Неужели вы всерьез думаете, что кто-то в состоянии удержать в жизни Другого, если этот Другой уже развернулся в Смерть?
Вы пишете о том, что потратили много своих сил на попытки помочь родителям. Но вполне естественно, что, будучи взрослым и семейным человеком, вы вряд ли смогли всего себя посвятить именно отцу и матери. Когда взрослые дети постоянно живут свою жизнь в попытках наладить жизнь своих родителей — это противоречит базовому смыслу жизни. Я в этом просто уверена.
Вспомните свое детство, Юрий. Неужели ваш отец проводил все свое время с вами? Был постоянно рядом? Утешал вас в ваших детских горестях? Думаю, что он, дав вам жизнь, продолжал активно жить своими интересами, уделяя вам время по остаточному принципу.
Ваш отец причинил вам огромную боль, Юрий. Причем оставив вас практически в патовой ситуации — без шансов что-то изменить или поправить, или дообъяснить…По-моему, ваша боль может стать чуть меньше, если вы просто признаете его такой уход как реальность своей жизни. Да, болезненную, да, травматичную, но реальность. Изменить ведь и правда здесь ничего нельзя. Можно только принять. И жить дальше, своей, насыщенной и такой нужной вам и вашим жене и детям жизнью.
Насчет того, что может облегчить вашу боль — Юрий, депрессия боится активности тела. Когда мы радуем свое тело движением — депрессия размывается и отступает. Есть ли у вас какой-нибудь вид спорта, или просто бег трусцой — занятия на тренажерах — еще что-то «вкусное» для организма, чем вы можете заниматься каждый день? По-моему, это может вам помочь.
Насчет почитать — меня очень поддерживает восточная философия отношения к жизни и смерти. Практики йоги, аюрведическое учение, буддистская парадигма. Джек Корнфилд например — «Путь с сердцем».

Удачи вам, Юрий. Жизнь — это Дар. Желаю вам вновь поверить в это, и дарить себе и другим радость и принимать печали как преодолимую данность.

Ирина Лопатухина