Я неуверенная в себе, трудно общаться с людьми…

8 ноября 2006

консультация

Здравствуйте, Ирина.

Прошу вас проконсультировать меня – мне трудно общаться с людьми. О себе:
Я росла замкнутым и необщительным ребенком. Моими друзьями были книги. Я хорошо училась (и учусь), всегда была дисциплинированной. По словам мамы, более послушного ребенка сложно было найти. Достаточно было одного раза сказать мне: «Нельзя», — объяснив почему, и я больше никогда так не делала.
В школе меня травили. С 1 по 9 класс включительно. И я была уверена, что это моя вина, пока не перешла в другую школу, где меня искренне полюбили за все то, за что травили в первой. Дома же до 14 лет был ад. Мой отец не пил и не бил меня, то есть не было стандартной проблемы, поэтому сложно объяснить, что творилось дома. Он ненавидел своих детей, беспрестанно орал на нас с сестрой (она человек очень гибкий, кроме того на 8 лет старше меня, и все пропускала мимо ушей, я же все принимала близко к сердцу), говорил, что у нас ничего не получится и т.д. и т.п. В школе меня травили, дома царила атмосфера ненависти…
Когда мне было 14, мои родители развелись. С тех пор я не видела отца. Спустя полгода я забыла практически все, что с ним связано. Видимо, сработала какая-то «психологическая защита». Сейчас мне почти 20 и я до сих пор практически ничего не помню, только пару эпизодов. Но этого более чем достаточно. У меня нет к нему ненависти, но иногда я чувствую, что до сих пор его боюсь…
После развода родителей и (позже) перехода в новую школу я поняла, что нужно меняться. Я была очень замкнута и ни в какую не хотела общаться. Мне удалось взять себя в руки. Я заставляла себя разговаривать, ходить куда-то,знакомиться, шутить, смеяться (до этого я почти не улыбалась). Мне удалось это. Однако в 16 мне все-таки поставили диагноз аутизм. Я продолжала работать над собой и сейчас мне легче. Окружающие не догадываются о моей проблеме, однако, иногда я не могу выдавить из себя ни слова. Хочется сбежать, спрятаться, никого не видеть, не слышать. И молчать. Часами.
Я очень сложно схожусь с людьми. Я стесняюсь, мне сложно смотреть человеку в глаза. Кроме того, с большинством людей мне просто неинтересно. Я безумно люблю читать, терпеть не могу клубы, дискотеки, тусовки… Мне не о чем с ними разговаривать. Такие люди часто ненавидят меня. Я «пацанка». С девушками мне вообще тяжело общаться.
Несмотря на медаль, на отличную учебу в университете (а учусь я на физика-теоретика), на то, что есть люди, которые очень меня любят, я не уверена в себе. И не знаю, что с этим делать.
Я очень серьезно ко всему отношусь, все принимаю близко к сердцу. Я не могу иначе. Во всяком случае, у меня это не получается.
Вот. Я впервые формулирую свои проблемы, поэтому получилось несколько коряво. Может быть, вы сможете мне что-то подсказать.

Заранее спасибо.

Таня.

МОЙ ОТВЕТ:

Таня, здравствуйте,

Внимательно прочитала Ваше письмо. У меня большой вопрос к тем, кто поставил вам диагноз «аутизм». Судя по письму у вас аутизма нет. У вас достаточно замкнутый характер, вы избирательны в общении, вы цените себя и свое время, у вас свои вкусовые предпочтения, отличающиеся от таковых в вашей возрастной группе. То, что вы про себя пишете, вызывает много уважения — медаль, отличная учеба в университете (на физика-теоретика), люди, которые очень вас любят, серьезное отношение к жизни.

Детский опыт – отношение отца, отношения в первой школе, развод родителей – достаточно травматичный. Но, с другой стороны, именно этот опыт помог вам сформироваться в такую зрелую для вашего возраста личность.

Вы пишете: «Мне удалось взять себя в руки. Я заставляла себя разговаривать, ходить куда-то, знакомиться, шутить, смеяться (до этого я почти не улыбалась). Мне удалось это» А как сейчас? По-прежнему общаться тяжело? Или с кем-то все-таки легко? Тогда с кем? Уверена, вокруг вас много людей, с которыми вам интересно общаться, и ваш интерес взаимный.

Вы пишете: «иногда я не могу выдавить из себя ни слова. Хочется сбежать, спрятаться, никого не видеть, не слышать. И молчать. Часами» Таня, меня многие считают общительным человеком, но то, что вы пишете, мне тоже подходит. Когда человек много работает – а ваша учеба сильная по нагрузкам – у него просто нет сил на пустопорожнюю болтовню, на бессмысленные встречи, на выслушивание малоинтересных мнений о малоинтересных предметах…

Вы пишете: «с большинством людей мне просто неинтересно. Я безумно люблю читать, терпеть не могу клубы, дискотеки, тусовки… Мне не о чем с ними разговаривать. Такие люди часто ненавидят меня» — Вас травмирует их резкое к вам отношение? Или вам хочется их признания? Тогда зачем?

На мой взгляд, ваша психика настроена на восприятие ваших и отвержение чужих вам людей. И это, скорее, ваш ресурс, чем проблема. Ведь эти настройки экономят ваши душевные силы, дают вам возможность концентрироваться на интересной вам науке.

Вам хочется научиться находить общий язык СО ВСЕМИ? НРАВИТСЯ ВСЕМ? Тогда сколько сил вы на это потратите? Вряд ли у вас останется достаточно ресурсов на то, что вам действительно важно и нужно…

Вы пишете: «я очень сложно схожусь с людьми. Я стесняюсь, мне сложно смотреть человеку в глаза» Знаете, что помогает мне в таких ситуациях? Я говорю – про себя или вслух, тихонько: «Я стесняюсь» — и стеснение меня начинает отпускать…

Новые люди, особенно если к ним есть интерес, всегда и у всех – за исключением истероидных психопатов – вызывают смущение и страхи. «Как себя вести? Как понравиться? Как удержаться в контакте?» На эти внутренние вопросы отвечают ВСЕ.

Если захотите продолжить наше общение – условия работы опубликованы на сайте.

Удачи вам,

Ирина Лопатухина