ПСИХОТЕРАПИЯ – КОМУ И ЗАЧЕМ?!

Здравствуйте, Ирина!

Давно выписываю вашу рассылку. Но читать некогда. Читаю потом сразу по несколько выпусков. Вот сейчас прочитал «Почему так трудно пойти к психологу?» Я сам уже давно отношу себя к пациентам психотерапевта. И пациентам — безнадежным, которым никто помочь не может. Или все отказываются.
К психологу пойти не трудно. Я — не исключение. Желающих и нуждающихся — миллионы. И спрос намного превышает предложение. Я думаю, что трудно другое. Трудно найти подходящего человека, хотя бы по психологической совместимости. Насчет его профессиональной квалификации — это тоже, конечно, важно. Но об этом может судить не пациент, а только профессионал. Я, например, не боюсь признать, что у меня есть проблемы, и что мне не удается решить их самому. И все время говорю об этом с разными людьми, включая родственников, друзей и просто знакомых. Судя по вашей статье, большинство мужчин постеснялись бы это делать. Мне-то тут терять нечего, коли я и так не мужик ни хрена. (Впрочем, это уже другая тема.) А вот когда я попадаю к людям, имеющим представление о предмете или тем более, психологическое образование, то они-то как раз и говорят мне, что человек должен разбираться с собой сам. А если не может — значит, во-первых, скорее всего просто не хочет. А во-вторых, ему все равно в таком случае никто помочь не сможет. Когда я приобрел себе компьютер и вышел в сеть, там я услышал то же самое. И притом — от вполне достойных уважения и неглупых людей. Я ведь уже давно подписываюсь на ряд рассылок ‘subscribe’. Взять для примера хотя бы блистательно остроумную рассылку Михаила Лекса «Просто о сложном». Я ему написал, так он меня так «припечатал», что мало не покажется. Вообще, фраза «вы сами не хотите» — коронная для психологов. Так же как и «вы сопротивляетесь». Я пытался возражать, что все-таки, хочу, а иначе бы не пришел. На это отвечают — мол, сознание хочет, а подсознание сопротивляется. Но ведь подсознание всегда сопротивляется! Иначе откуда бы взялись проблемы? Судя по вашему тексту, получается, что этот автор-психотерапевт возится с каждым из своих пациентов индивидуально и сколь угодно долго. В жизни я такого практически не встречал. Все современные психотехники — от НЛП до всевозможных тантрических и нью-эйджевских семинаров — обещают быстрый результат, в который человеку, прожившему жизнь, чрезвычайно трудно поверить. Я прошел многие из этих тренингов; пройти слишком много нереально — ни по деньгам, ни по времени. А если сеанс закончился и деньги уплачены, результат уже никому не интересен. Так что же получается в итоге? Не нам трудно преодолеть что-то в себе и пойти к психологу, а сами психологи являются причиной того, что к ним не идут.
Пока на этом закончу. Дальнейшие рассуждения были бы уже не «в тему».

С уважением, Алексей.

МОЙ ОТВЕТ:

Алексей, спасибо за письмо – мне интересно его читать.

Вы пишете, что вам психолог нужен – для решения ваших проблем. Я правильно вас поняла?
А тогда скажите – какую роль вы именно психологу отведите в процессе работы над вашими проблемами? Какие у вас ожидания от его участия, оплаченного вашими деньгами и временем? И чего вы хотите от контакта с психологом – по итогу — получить?

Захотите мне ответить?

Ира

ОТВЕТ АЛЕКСЕЯ:

Здравствуйте, Ира!
Спасибо за ответное письмо. Конечно, я готов ответить, хотя это получается не сразу. Дело не в том, «захочу» ли я ответить, а в том — сумею ли. По содержанию моего письма вам наверняка стало понятно, что я сам не знаю, что можно ждать от психолога и от общения с психологом. В этом ведь и заключался мой вопрос. Я его задал вам так, чтобы сразу не излагать всех своих проблем на десяти листах. Тогда это была бы уже консультация, которая требует личной встречи. Смысл моего письма был именно в том, что многие люди считают обращение к психологам бессмысленным баловством. Среди таких — и сами психологи. Они, видимо, рассуждают так: ну что ж, — есть у человека деньги, так пусть побалуется. И проводят многочисленные тренинги и семинары. Наверное, для кого-то в каких-то ситуациях это может быть формой платного досуга, психологической разрядкой и т.д. Но мне все-таки кажется, что в долгосрочной перспективе эти техники не работают. Подозреваю, что сами ведущие со своими проблемами к психологу бы не пошли, а справлялись бы сами. Не беру в расчет тех, у кого есть свои, постоянные «психологи». Как правило, это не психологи, а оккультные учителя. Поэтому я и спросил: если у людей действительно проблемы, то что может им дать психолог? Если я прихожу на прием, то я говорю с психологом как с обычным человеком. То есть — стремлюсь выговориться. Волнуюсь, так как мне кажется, что если я упущу какую-то деталь, то буду неверно понят. Картина контакта — такая же, как и с обычными людьми. Но при этом я исхожу из предположения, что его профессиональные знания помогут ему найти какую-то практику, которая бы мне реально была полезной. Я ведь уже писал. Сейчас популярны малоубедительные практики, обещающие быстрый результат. Проблемы-то накапливались годами. Я не верю, что заплатив даже 300 долларов, смогу снять их за один сеанс. Здесь нужна какая-то направленная систематическая работа. Наверное, сам с собой человек и должен работать. Но если психолог — специалист, то ему не должно быть все равно, что и как делает пациент. Я с большим интересом относился к психофизическим техникам. Я считал, что мне это должно быть близко и полезно. Ведь я родился с тяжелой родовой травмой. И именно оттуда большинство моих проблем. Возможно, они или напрямую оттуда или — косвенно, как следствие возникших обстоятельств.
> Поэтому я с интересом читал и работы Лоуэна о телесных психотехниках, и работы Грофа. Посещал семинары по ребефингу. Увидел — техника у меня не пошла. Партнерша мне сказала — вы, мол, дышите неправильно. А как правильно? Почему-то у меня не получается. Если бы я уже достаточно хорошо владел своим телом и мог бы сам контролировать процесс, то может быть, у меня и проблем таких не было бы. Тогда это для меня был бы только приятный отдых, разрядка и т.д. (Я об этом уже выше писал.) А у ведущего — большая группа. И заниматься мной в достаточной для меня мере он не может.
Я пробовал подышать так дома самостоятельно. Но надолго меня не хватает. А для эффекта этого не достаточно. Я не утверждаю, что я разочарован или на кого-то в обиде. Ни в коем случае. Но очевидно, что тут нужна определенная степень вхождения в транс и в подсознание. Этого не произошло. Хотя, читая книги, я мог думать, что это именно то, что мне нужно. Конечно, я понимаю, что человек должен работать над собой сам. Но сперва надо знать, что делать. А мне постоянно приходилось сходу выслушивать, что я не хочу ничего делать сам и что у меня сильное сопротивление в подсознании. Но если бы такого сопротивления не было у всех, то откуда бы опять-таки взялись проблемы?
Вот — написал длинно, а не уверен, что ответил на ваш вопрос. Но я ничуть не отказываюсь вам отвечать. Просто, наверное, не очень умею это делать.

С уважением, Алексей.

МОЙ ОТВЕТ:

Алексей, отвечу вам именно на то, что из вашего письма восприняла. Если получится невпопад — ну и ладно тогда — такая буду для вас «невпопадная»:)

Для меня целебным в терапии является момент встречи. Когда люди — клиент с терапевтом — сидят — слушают друг друга — говорят — и — вдруг — они встречаются. Со своим каким-то переживанием, например, которое именно в контексте их совместности вдруг воспринимается по-другому. С ощущением себя — мало-привычным. С тем, что и Другого вдруг увидел по-новому… Или истории своей, много раз для себя подтвержденной именно таким образом, вдруг смог удивиться — или обрадоваться — или расстроиться — но именно для себя необычным способом…И это — первый шажок к возможности хоть немного, хоть иногда выходить из «скорлупы» привычности — и пробовать себя и мир как-то по-другому…Причем можно полгода — год ходить к терапевту, а можно и гораздо больше, но вот таких встреч — нет…А можно встречаться прям на каждом сеансе…Тут много от ощущения безопасности в контакте зависит. А безопасность — нежный цветок, у каждого по-своему произрастает.
Зачем это делать? Встречаться с чем-то новым про себя и про других? Тут у меня универсального ответа точно нет. Также как нет у меня универсального представления, что, например, ребефинг — если дышать именно «правильно» — поможет исключительно всем…
Уже в самом этом «поможет» для меня много открытых вопросов. Причем эти вопросы насчет «помощи» — у меня ко всем методам — направлениям — способам терапии…Ведь человек — каждый — настолько уникален, что даже в рамках, например, какого-то диагноза каждый свои симптомы будет проживать — «болеть» по-своему…
Ваше предположение — что у психотерапевта есть для вас какая-то целебная практика, и что если как следует ему все свое рассказать — то он тогда угадает и даст вам то, что нужно именно вам — для меня, безусловно, очень и мной желаемая картинка психотерапии:) Я была бы счастлива такого найти — чтобы про меня все угадывали — советовали мне, как, что и куда — и жизнь моя бы волшебным образом налаживалась…Но в моем опыте я много раз убеждалась в том, что это — утопия…К моему глубокому сожалению — искренне сейчас говорю, совсем без иронии.
На самом деле — в моем понимании — психотерапия дает некоторые возможности. Но они — весьма и весьма ограниченные. А во многом и спорные. Например, контакт с психологом может помочь клиенту разобраться со своим восприятием — себя, Других, мира. Ну да, может помочь. А может — и не помочь. В контакте ведь участвуют двое, и — помните? — «можно лошадь к водопою подвести, но пить ей или нет — только она сама решает». И если эту аналогию немного продолжить — у каждого психолога — свой «водопой». Мы же работаем собой. И в контакте опираемся, прежде всего, на свои личные особенности — а потом уже на проф. знания и опыт. Так что у одного этот водопой будет оборудован хрустальной поилкой, а у другого будет выглядеть лужа — лужей, но вода там может неожиданно оказаться прям целебной именно для этой лошади:)

Насчет бессмысленности этой профессии. В определенной степени — и весьма такой…большой — она и правда бессмысленная. Т.е. от нее — пользы практической — ноль. По сравнению с плотником, например, или с пекарем — точно стопудово бессмысленная. Как, впрочем, по большому счету бессмысленная профессия музыкант. Или художник. Или писатель. Для меня психотерапия — ближе к искусству, чем к ремеслу. И заниматься ею — как с одной так и с другой стороны — имеет смысл больше ради удовольствия, чем ради чего бы то ни было еще…Как способ заработка она — точно весьма и весьма скудная…Как возможность зажить «хорошей жизнью» — клиенту например — тоже спорно…Вот как возможность разобраться в чем-то в жизни — да, вроде пригодная…И получить тогда удовольствие — от расширения спектра своего восприятия жизни, например…
Насчет тренингов — семинаров — «быстрых и эффективных» способов себя так…улучшить…Я ко всему к этому — с большим недоверием. Хотя с некоторыми людьми именно такие методы работают хорошо. Но в моем личном опыте все, что быстрое — навык какой-нить новый, например — также быстро и «сдувается»…Но рассуждать дальше тут воздержусь, т.к. сама в подобных мероприятиях никогда не участвовала. Да и ведущих такого рода тоже в моем круге нет…

Вот и все, Алексей, что хотела вам по этому поводу написать,

Ира